Правительство решило централизовать адресное субсидирование населения по оплате ЖКУ
13 апреля 2011 года Госсобрание (Ил Тумэн) на очередной парламентской сессии приняло в окончательном чтении Закон Республики Саха (Якутия) «О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельных государственных полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», который отменяет действие Закона РС (Я) от 19 июня 2008 года» 575-З № 41-1V«О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг».
С докладом перед депутатами выступили первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) Антонина Винокурова и председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Николай Костромин.
Дальнейшее исполнение органами местного самоуправления полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг признано нецелесообразным по следующим причинам и обстоятельствам:
1) Отсутствует единообразие применения законодательства о предоставлении субсидий, в разных улусах по-разному организована работа. Наблюдается различный подход к расчетам потребности в субсидиях; низок уровень компьютеризации при сборе, обработке и хранении данных, нет единой системы начисления субсидий и увязки с показателями по начислению квартплаты.
2) Раздельный учет субсидий по многоквартирному фонду и частному фонду не ведется, планирование объема субсидий на последующие годы не производится. Анализ по годам показывает, что по отдельным улусам происходит необъяснимое резкое снижение или повышение объема субсидий и снижение доли семей, получающих субсидии. Процесс предоставления субсидий частному сектору был начат с 2008 года, но анализ показал, что многие улусы данные субсидии начали предоставлять намного позже, а некоторые до сих пор предоставляют их не в полном объеме. Все это приводит к ограничению прав потребителей–граждан по получению субсидий.
3) В послании Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова Правительству РС (Я) поручено перевести коммунальную сферу на полную окупаемость в течение пяти лет. Реализация данного поручения невозможна без функционирования полноценной слаженной и оперативной системы предоставления адресных субсидий населению, так как при переходе на полную окупаемость количество обращающихся за субсидиями возрастет.
По распоряжению Президента РС (Я) от 8 декабря 2010года № 471-рп с 1 января 2011 года на территории Якутии создано Государственное учреждение «Агентство субсидий» при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я), которое должно консолидировать процессы начисления и предоставления субсидий гражданам в единую систему, объединить работников служб субсидий в улусах и городах. Кроме того, данное Агентство будет предоставлять субсидии поставщикам услуг на разницу тарифов и вести единую интегрированную информационно-аналитическую систему начисления и сбора платежей граждан за ЖКУ (ЕИИАС ЖКУ) после ее создания.
В рамках всеобщей информатизации общества, внедрения РЦП «Электронная Якутия», важнейшей задачей становится формирование и внедрение данной системы, которая позволит объединить процессы субсидирования поставщиков и потребителей с мониторингом начисления и сбора платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. Планируется в будущем обеспечить взаимосвязь работы данной системы с программами по снятию показателей приборов учета, БТИ, паспортных служб, пенсионного фонда и т.д. Все это позволит оперативно решать вопросы предоставления адресных субсидий, снижения задолженности населения, проведения единой политики по переходу на 100%-ную окупаемость коммунальных услуг.
http://sakha.gov.ru/minjkh