Самоокупаемость ЖКХ не самоцель, а средство
После выездного заседания Госсовета в Сыктывкаре, посвященного проблемам жилищно-коммунального хозяйства, президент Дмитрий Медведев в своем блоге назвал ЖКХ тяжелой темой. В Якутии традиционные проблемы жилищно-коммунальной отрасли усугубляются суровыми климатическими условиями и слаборазвитой инфраструктурой. Вполне естественно, что глава республики Егор Борисов в своем Послании не обошел «тяжелую тему» стороной, отметив, что «сейчас в нашем ЖКХ самая низкая энергоэффективность, потери от которой оплачиваются населением, а с учетом социальных компенсаций — бюджетом».
Президент РС(Я) поставил перед правительством республики конкретную задачу: в течение пяти лет перевести коммунальную отрасль на самоокупаемость. Как это сделать в наших реалиях? Своими мыслями с редакцией поделился один из тех, кому предстоит претворять в жизнь масштабное предначертание, министр ЖКХ и энергетики РС(Я) Александр Антоненко.
– На сегодняшний день окупаемость жилищно-коммунальных услуг в среднем по республике находится на уровне 43 процентов, а в сельской местности не достигает и 20%. В Якутске, Нерюнгри и других городах она выше — порядка 60–70%. Чтобы достичь стопроцентной окупаемости, по всем расчетам нужно поднять тарифы в среднем в 2,5–3 раза. Понятно, что это серьезно ударит по карманам населения, а чтобы этого не произошло, понадобятся большие дотации. Сегодня дотации в сфере жилищно-коммунальных услуг по республике уже составляют порядка 7–8 миллиардов рублей в год. Это чисто по тарифам, не считая выплат малоимущим и социально незащищенным категориям граждан, а в целом получается огромная сумма — около 12 миллиардов рублей.
Не надо быть большим экономистом, чтобы при повышении тарифов в разы предвидеть такой же кратный рост числа нуждающихся в государственной помощи на их оплату. Получаются замкнутый круг и перекладывание денег из бюджетного кармана в карманы госмонополий.
От обеспечения социальных гарантий населению никто отказываться не собирается, но надо честно сказать: механизм пока до конца не проработан, и в первую очередь, на федеральном уровне. Попытки были. Предполагалось сначала перевести на полную самоокупаемость города. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других мегаполисах в течение последних трех-пяти лет удалось добиться определенных успехов. А если взять Якутск, то здесь об окупаемости можно говорить только по ряду услуг, например, уборке мусора, а тепло- и водоснабжение продолжают дотироваться.
Нам, коммунальщикам, с переходом на самоокупаемость, конечно, было бы намного проще работать, исчезло бы множество проблем с неплатежами, задолженностями, если б население полностью перешло на систему субсидий и субвенций.
– А какая между ними разница? Многих эти мудреные слова ставят в тупик.
– Субсидии — те бюджетные средства, которые ресурсоснабжающие организации получают в качестве компенсации за недоплачиваемую населением часть тарифов, а субвенции — деньги, которые выделяются непосредственно гражданам на оплату коммунальных услуг. Как известно, в соответствии с действующим федеральным законодательством доля коммунальных услуг не должна превышать 22% совокупного дохода семьи, все, что сверх того, дотируется государством.
Субвенции в республику поступают из федерального бюджета, и на сегодняшний день их размер составляет примерно 650–700 миллионов рублей ежегодно. Фактически этими льготами пользуется каждый четвертый житель республики.
Получается, что мы дотируем и население, и предприятия. В соответствии с положениями Жилищного кодекса и федерального Закона №185 этого делать нельзя, мы должны субсидировать население, а население — оплачивать услуги предприятиям в полном объеме. С переходом на такой механизм предприятия ЖКХ перестанут получать дотации от государства, самоокупаемость их услуг будет обеспечиваться за счет средств, поступающих от потребителей этих услуг, то есть напрямую от населения в виде квартплаты и тех субвенций, которые будут начисляться на лицевые счета льготных категорий граждан и использоваться только для коммунальных платежей.
– А как при этом будет решаться пресловутая проблема неплатежей?
– Именно поэтому мы сегодня и начали движение вперед в направлении реформирования всей системы ЖКХ. Задолженность населения за коммунальные услуги в республике уже достигла 2,6 миллиарда рублей и продолжает расти, за год набегает еще 500–600 миллионов.
В чем здесь основная проблема? Прежде всего отсутствует единая база данных — у каждой организации, занятой в сфере ЖКХ, она своя, и сегодня мы поставили перед собой задачу в наступающем году создать под эгидой нашего министерства государственное автономное учреждение, которое должно навести порядок в данном вопросе.
Известно, что любые заявления о предстоящем росте тарифов в ЖКХ или переменах в механизме социальных выплат всегда вызывают большой общественный резонанс, как правило, отрицательный. Но, прежде чем закипит «разум возмущенный», нужно попробовать разобраться в проблеме. Не только власти, но и обществу, каждому из нас.
Об этом говорил в своем Послании и президент республики: «Несомненно, власть обязана создать такие условия, чтобы модернизация отвечала в первую очередь интересам населения. Но еще важнее, чтобы сами якутяне научились проявлять экономическую инициативу, находить и использовать новые возможности, которые уже появляются у них и будут появляться дальше по мере развития крупномасштабных проектов… Личная ответственность каждого человека за свою собственную судьбу в современных условиях выходит на первый план».
Александр Ксанф, газета «Якутия»